Передача государственных функций в конкурентную среду и СРО

Распоряжение Премьер-Министра РК от 30.01.2016 г. "О создании комиссии для выработки предложений по вопросам передачи государственных функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям"

Протокол заседания Комиссии у заместителя Премьер-Министра РК Назарбаевой Д.Н. от 20.06.2016 г. "Об итогах инвентаризации государственных функций госорганов и разработке предварительного перечня государственных функций госорганов, предлагаемых к передаче в конкурентную среду и саморегулируемым организациям"

Протокол заседания Комиссии у заместителя Премьер-Министра РК Назарбаевой Д.Н. от 20.04.2016 г. "О подходах к передаче государственных функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям"

Алгоритм передачи государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям

Методика проведения анализа готовности рынка по передаче государственных функций в конкурентную среду

Правила проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов

Замечания НПП по Концепции проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду»

Для развития института саморегулирования в Казахстане знаменательным является 2016 год, поскольку 15 мая 2016 года введен в действие закон Республики Казахстан «О саморегулировании» (в том числе, и сопутствующий к нему).

Это стало качественно новым этапом развития саморегулирования в Казахстане и было вызвано назревшей необходимостью создания институтов дерегулирования.

Данный закон регулирует общественные отношения, связанные с саморегулированием субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в Республике Казахстан, определяет условия создания и функционирования саморегулируемых организаций, членства (участия) в них и их правовое положение.

Наряду с этим определены виды, основные цели и принципы саморегулирования, установлена компетенция Правительства Республики Казахстан, государственных органов в области саморегулирования.

При этом регламентированы вопросы взаимодействия Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан (далее - НПП) с саморегулируемыми организациями (далее - СРО), которые будут осуществляться через аккредитацию в системе НПП.

СРО, прошедшие аккредитацию в НПП, будут вправе принимать участие в работе Съезда, Президиума и Комитетов Президиума НПП.

Соответствующие изменения во внутренние документы НПП были одобрены 16 июня 2016 года на очередном ежегодном Съезде НПП.

В соответствии с 97 Шагом Плана Нации – 100 конкретных Шагов Министерством национальной экономики Республики Казахстан в тандеме с НПП выработаны базовые подходы по передаче функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

Работа в данном направлении координируется со стороны соответствующей Комиссии при Правительстве Республики Казахстан, созданной распоряжением Премьер-Министра в январе 2016 года.

При Комиссии создана Экспертная группа, активным участником которой является НПП.

На основе подходов, одобренных протокольным решением Комиссии при Правительстве, государственными органами совместно с НПП проведена инвентаризации функций, по итогам которой был сформирован перечень функций государственных органов для проведения анализа готовности рынка и/или анализа регуляторного воздействия, поделенный на 2 основные группы.

Справочно: 1 группа (2016-2017 гг.)

- передача в саморегулирование группы функций в сферах, где введено обязательное членство в некоммерческих организациях;

- передача иными способами (госзадание, госсоцзаказ, аутсорсинг, за счет средств услугополучателей) в сферах, где работа по передаче функций уже проводится и близится к завершению;

2 группа (2017-2019 гг.)

- передача в саморегулирование группы функций в сферах, где точка зрения государственных органов и конкурентной среды совпадают;

- передача иными способами (госзадание, госсоцзаказ, аутсорсинг, за счет средств услугополучателей) в сферах, где работа по передаче функций уже начата или запланирована.

В 2016 году государственными органами при непосредственном участии НПП проведен анализ готовности рынка и анализ регуляторного воздействия по 1-ой группе функций.

По результатам данной работы к передаче в конкурентную среду и саморегулируемым организациям согласно решению Комиссии при Правительстве, рекомендована группа функций, регулирующих оценочную деятельность, группа функций, регулирующих деятельность экологических аудиторов, функция Министерства здравоохранения РК по определению степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи.

В 2017 году государственными органами совместно с НПП и заинтересованными субъектами предпринимательства будет проведен анализ готовности рынка или анализ регуляторного воздействия по 2-ой группе функций на предмет их передачи в конкурентную среду или саморегулируемым организациям.

 

Перечень функций государственных органов, предлагаемый для проведения анализа готовности рынка или анализа регуляторного воздействия

В целях общественного обсуждения вопросов по передаче функций Министерства культуры и спорта РК в сфере туризма 23 июня 2017 года на площадке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан проведен круглый стол.

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства культуры и спорта РК и заинтересованные субъекты предпринимательства в сфере туризма.

Целью мероприятия было создание совместной площадки для обсуждения современного состояния развития туристкой отрасли в Казахстане, актуальных проблемных вопросов и возможности введения саморегулирования.

В ходе обсуждения участники круглого стола отметили наличие следующих проблемных вопросов.

  1. Отсутствие статистических данных по количеству субъектов предпринимательства на рынке, их статусу и влиянию на туристскую отрасль.
  2. Низкая осведомленность субъектов предпринимательства в области туристской деятельности об основах и принципах введения саморегулирования.   

В ходе обсуждений участники круглого стола:

  • отметили важную роль в поэтапном развитии института саморегулирования в сфере туризма;
  • выразили готовность по совместной работе в части определения текущих проблем в отрасли и выработки дальнейших мер по введению саморегулирования.

По итогам состоявшихся дискуссий участниками круглого стола приняты следующие рекомендации, которые в комплексе направлены на решение вопросов по развитию саморегулирования в сфере туризма.

Министерству культуры и спорта РК:

  1. Совместно с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» разработать Дорожную карту по поэтапному введению саморегулирования, основанному на обязательном членстве (участии), в сфере туризма до 2020 года.
  2. Выработать меры по стимулированию развития добровольного саморегулирования в сфере туризма.

Заинтересованным субъектам предпринимательства:

  1. В срок до 10 июля 2017 года направить в Национальную палату предпринимателей РК «Атамекен» следующую информацию:
  • о текущей проблематике в сфере туризма и пути решения;
  • предложения по поэтапному ведению саморегулирования в сфере туризма.
  1. Рассмотреть возможность введения саморегулирования, основанного на добровольном участии (членстве).

Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен»:

  1. Выработать и направить в Министерство культуры и спорта РК предложения по поэтапному введению саморегулирования, основанному на обязательном членстве (участии), в сфере туризма.
  2. Обеспечить консультативную и методологическую поддержку потенциальным саморегулируемым организациям в сфере туризма.
  3. Продолжить информационную работу по разъяснению законодательства РК о саморегулировании.

 

В рамках реализации Шага 97 Плана нации – 100 конкретных Шагов

9 июня 2017 года на площадке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан проведен круглый стол, в ходе которого обсуждена работа по передаче функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, в частности рассмотрены мероприятия по 2-ой группе функций.

В работе круглого стола приняли участие представители государственных органов и заинтересованные субъекты предпринимательства.

Целью мероприятия была выработка рекомендаций по дальнейшей работе государственных органов совместно с НПП и заинтересованными субъектами предпринимательства по 2-ой группе функций.

В ходе обсуждения участники круглого стола отметили следующее:

1. По итогам 2016 года к передаче в СРО и конкурентную среду одобрены группы функций, регулирующих оценочную деятельность, деятельность экологических аудиторов, функция МЗ по определению степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи;

2. НПП предложен четырехэтапный механизм мониторинга проводимой работы по передаче государственных функций.

Первый этап – это создание отраслевых рабочих групп при госорганах с участием заинтересованных субъектов предпринимательства и НПП. Основная цель: изучение передовой международной практики, существующей проблематики и выработки наиболее оптимальных альтернатив и способов передачи функций.  

Второй этап - проведение на площадке НПП рабочих встреч с госорганами для экспертной оценки и формированию итоговых заключений.

На третьем этапе осуществляется презентация результатов работы государственных органов Экспертной группе по инвентаризации функций госорганов, предлагаемых для передачи в конкурентную среду и СРО, в составе которой депутаты Мажилиса Парламента РК.

На четвертом этапе итоговые результаты деятельности госорганов по передаче своих функций, одобренные Экспертной группы, будут рассмотрены на очередном заседании Комиссии по вопросам передачи госфункций в конкурентную среду и СРО.

Данный механизм был успешно апробирован в ходе работы над 2-ой группой функций. 

3. По итогам рабочих встреч в НПП, заседаний Экспертной группы (май 2017 года), определено 11 потенциальных сфер для проведения АРВ на предмет целесообразности введения саморегулирования: здравоохранение, туризм, игорный бизнес (по деятельности касс тотализаторов и букмекерских контор), геология и недропользование (экспертная деятельность: организация и проведение государственной экспертизы недр, утверждение запасов полезных ископаемых), энергоаудит, вневедомственная комплексная экспертиза, по деятельности операторов технического осмотра, по деятельности администратора (временного администратора реабилитационного, временного и банкротного управляющих), ветеринария, животноводство (пилот пчеловодство, коневодство).

В целом, к передаче в СРО рассматривается порядка 55 функций, к передаче в конкурентную среду – порядка 13 функций.

По итогам состоявшихся дискуссий участниками круглого стола в целом одобрены рекомендации, предлагаемые НПП, направленные на дальнейшую работу государственных органов с НПП по 2-ой группе функций.

Регулирующим государственным органам:

1. Обеспечить соблюдение норм законодательства Республики Казахстан о саморегулировании в части приема уведомлений от субъектов предпринимательства о начале осуществления деятельности саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии), а также ведение реестра саморегулируемых организаций.

2. Обеспечить информационное сопровождение хода реализации работ по передаче государственных функций в конкурентную среду (опубликование на официальном сайте государственного органа, публикация статей в СМИ о ходе работ и т.д.).

3. Министерствам здравоохранения, энергетики, культуры и спорта, по инвестициям и развитию, финансов, сельского хозяйства, по делам религий и гражданского общества, образования и науки РК:

  • в срок до 16 июня т.г. разработать новые планы работ отраслевых групп, при этом, обеспечить проведение их заседаний на еженедельной основе;
  • активизировать работу по проведению общественных обсуждений с заинтересованными субъектами предпринимательства и неправительственного сектора, НПП по вопросу передачи функций, в том числе с участием членов Экспертной группы;
  • в срок до 1 сентября т.г. завершить анализ регуляторного воздействия и анализ готовности рынка по 2-ой группе функций (согласно обновленного перечня) и представить в НПП, Министерство национальной экономики РК.

При этом, Министерству по инвестициям и развитию РК ускорить проведение анализа регуляторного воздействия по следующим функциям:

1)    проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства;

2)    организация и проведение государственной экспертизы недр, утверждение запасов полезных ископаемых.

1.Министерствам сельского хозяйства, финансов РК рекомендовано проведение дополнительной инвентаризации в сфере охотничьих и рыболовных хозяйств, а также в области реабилитации и банкротства, для их последующей передачи в СРО.

2. Министерству национальной экономики РК внести на утверждение Экспертной группы графики заседаний рабочих встреч на площадке НПП и Экспертной группы для заслушиваний итоговых результатов передачи функций государственных органов в конкурентную среду и СРО (2-ая группа) на сентябрь месяц т.г.

Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»:

  1. Обеспечить консультативную и методологическую поддержку субъектам предпринимательства по вопросам введения СРО.
  2. Определить ответственных сотрудников НПП по совместной с государственными органами работе в проведении АРВ и АГР (прилагается).
  3. Продолжить информационную работу по разъяснению законодательства Республики Казахстан о саморегулировании.
  4. Обеспечить проведение на площадке НПП рабочих встреч с государственными органами в соответствии с утвержденным графиком проведения рабочих встреч с центральными исполнительными органами по проведению АГР и АРВ по 2-ой группе функций.

21 апреля т.г. в целях разъяснения основ введения саморегулирования в Республике Казахстан в аудиторской деятельности и по вопросам налогового консультирования Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан проведена Международная конференция.

В работе конференции приняли участие депутаты Мажилиса Парламента Республик Казахстан, представители государственных органов, заинтересованные субъекты предпринимательства, а также международные эксперты в сферах аудиторской деятельности и налогообложения из Российской Федерации, Италии и Белоруссии.

Целью мероприятия было создание совместной площадки для обсуждения наиболее лучших механизмов внедрения саморегулирования и алгоритмов контроля саморегулируемых организаций в сферах аудиторской деятельности и налогообложения, с учетом передовой международной практики.

В частности, обсудили опыт работы саморегулируемых организаций в аудиторской деятельности в странах Европейского Союза, развитие сферы налогового консультирования в Российской Федерации, Белоруссии, а также в Кыргызской Республике.

На конференции были подняты следующие проблемные вопросы.

  1. Несоблюдение и несовершенствование государственными органами требований законодательства в сфере саморегулированияь (- в соответствии со статьи 29 Закона «О саморегулировании», госорганы при осуществлении госконтроля и надзора за членом СРО, основанной на добровольном членстве, обязаны учитывать факт наличия такого членства в системе оценки рисков, т.е. такие предприниматели ввиду наличия повышенной имущественной ответственности перед потребителями, должны реже проверяться. Однако на сегодняшний день ни одним регулирующим органом не внесены соответствующие изменения в систему оценки рисков (критерии оценки степени рисков и проверочные листы);

  • некоторые отраслевые госорганы отказываются предоставлять в 2-дневный срок выписки о включении объединений субъектов предпринимательства в Реестр СРО, ссылаясь на неосведомленность о проведении необходимых процедур;
  • имеются и случаи, когда госорганы отказываются реализовать статью 32 Закона РК «О саморегулировании» по приведению в соответствии с ним сфер, где имеется обязательное членство в некоммерческих организациях;
  • общественные объединения (далее – ОО) ограничены в реализации своего права создавать СРО. Так, ОО не могут быть СРО, и тем самым профессиональные сообщества не могут реализовать свои права на установление повышенных обязательств перед потребителями, повышению профессиональной квалификации, развитию отрасли и т.д.);
  1. Излишнее государственное регулирование в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности;

  2. Отсутствие стимулирующих и поддерживающих механизмов со стороны государства для развития саморегулирования, основанного на добровольном членстве (участии);

  3. Неэффективное государственное регулирование аудиторской деятельности посредством лицензирования;

  4. Отсутствие профессиональной законодательной базы для развития сферы налогового консультирования.

Таким образом, по итогам состоявшихся обсуждений участниками конференции выработаны следующие рекомендации:

  1. Уполномоченному органу в области саморегулирования предлагается акцентировать работу отраслевых государственных органов по соблюдению ими законодательства в сфере саморегулирования, а также совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» провести анализ пробелов в законодательстве в сфере саморегулирования для последующего его совершенствования.

  2. Уполномоченному органу в области саморегулирования, государственным органам, Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» провести анализ сфер предпринимательства, где имеется излишнее госрегулирование, на предмет высвобождения той части, которая может быть потенциально передана в самостоятельное регулирование предпринимателями.

  3. Государственным органам активизировать работу в части стимулирования и создания условий для субъектов предпринимательства и профессиональных деятельностей на внедрение института «саморегулирования», основанного на добровольном членстве (участии) (проведение встреч с некоммерческими организациями по агитированию создание СРО, разъяснению положительных последствий создания СРО и т.д.).

  4. Уполномоченному органу, осуществляющему регулирование в области аудиторской деятельности, предлагается ввести саморегулирование в аудиторской деятельности согласно Закону РК «О саморегулировании».

  5. Уполномоченному органу в области формирования и реализации налоговой политики, с учетом международного опыта предлагается ввести институт налогового консультирования Республики Казахстан путем принятия отдельного отраслевого Закона (Закон о налоговом консультировании).

В целях разъяснения принципов создания саморегулируемых организаций и подходов по передаче функций государственных органов в конкурентную среду 12 мая 2017 года на площадке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан проведен круглый стол

В работе круглого стола приняли участие представители государственных органов и заинтересованные субъекты предпринимательства.

Целью мероприятия было создание совместной площадки для обсуждения современного состояния, актуальных вопросов и выработки рекомендаций дальнейшего совершенствования института саморегулирования в Казахстане и работы по передаче функций государственных органов в конкурентную среду.

В ходе обсуждения участники круглого стола отметили следующее:

Для развития института саморегулирования в Казахстане знаменательным является 2016 год, в связи с введением в действие Закона Республики Казахстан «О саморегулировании».

Это стало качественно новым этапом развития саморегулирования в Казахстане и было вызвано назревшей необходимостью создания институтов дерегулирования экономики.

Закон регулирует общественные отношения, связанные с саморегулированием субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в Республике Казахстан, определяет условия создания и функционирования саморегулируемых организаций, членства (участия) в них и их правовое положение.

При этом, в рамках реализации 97 Шага Плана нации – 100 конкретных Шагов выработаны базовые подходы по передаче функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

Названные подходы легли в основу базового законопроекта, в разработке которого приняли участие представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

В ходе обсуждений участники круглого стола:

  • отметили важную роль развития института добровольного саморегулирования в Казахстане;
  • выразили готовность по совместной работе в части передачи функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

По итогам состоявшихся дискуссий участниками круглого стола приняты следующие рекомендации, которые в комплексе направлены на решение вопросов по дальнейшему развитию саморегулирования в Казахстане.

Регулирующим государственным органам:

1. Способствовать информационной доступности по просвещению субъектов предпринимательства по возможности подачи уведомлений о начале деятельности саморегулируемых организаций.

2. Создать условия для ведения реестра саморегулируемых организаций.

3. Обеспечить соблюдение законодательства Республики Казахстан о саморегулировании в принятии от субъектов предпринимательства уведомлений о начале деятельности саморегулируемых организаций.

4. Рассмотреть возможность создания условий для развития саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве (участии).

Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»:

1. Обеспечить консультативную и методологическую поддержку потенциальным саморегулируемым организациям.

2. Организовать систему эффективного продвижения идеи развития добровольного саморегулирования с привлечением экспертного сообщества, заинтересованных субъектов предпринимательства.

3. Продолжить информационную работу по разъяснению законодательства Республики Казахстан о саморегулировании.

 

Комментарии